Когда мы ничем не заняты, когда просто опускаем наш ум, то он, как правило, начинает блуждать. Это то, что заметили уже тысячи лет назад различные практикующие созерцательные традиции, медитацию, и что исследовали современные нейроучёные, назвав это пассивным режимом работы мозга, или режимом блуждания ума (по-английски это называется default mind network). И это указывает на то, что, когда мы не заняты какой-то задачей, которая требует нашего направленного внимания, сосредоточения, концентрации внимания, когда мы просто садимся и ничего не делаем, наш ум начинает блуждать, как правило, в тех мыслях, которые связаны с прошлым, с будущим, с незаконченными делами, с тем, что соотносится со мной, с моим — то есть какие-то ощущения, мысли, завязанные вокруг моей личной идентичности. Это такой интересный режим, собственно, нашей повседневной жизни, в котором, по некоторым исследованиям, современный человек проводит около 50% времени в течение дня.
Этот пассивный режим обработки информации зачастую включает в себя переживания по поводу незаконченных дел, ассоциативное мышление и нередко — чувство тревоги. С одной стороны, это момент отдыха, когда ум может что-то доделать, какие-то процессы закончить, интегрировать. Это положительное качество этого режима, потому что есть люди, например, которые находятся в хроническом стрессе и у которых есть проблемы с таким центрированием и организацией опыта вокруг себя. То есть могут возникать различные дисфункции этого режима блуждания ума, связанные с психическими расстройствами. Отрицательная же сторона касается того, что, когда мы начинаем так свободно отпускать мысли, думать о себе, о моём, то часто это мысли тревожные: мы начинаем переживать из-за того, что было в прошлом, начинаем проектировать различные сценарии на будущее, и зачастую в этом очень мало внимательности, осознанности. То есть мы не осознанно позволяем себе войти в этот ассоциативный поток, режим блуждания, понимая, что мы сейчас в нём находимся или что мы себе позволили, допустим, эти 15 минут там побыть, чтобы некоторые процессы внутри нас происходили, интегрировались. Напротив, как правило, это абсолютно автоматический процесс, и часто он связан с тревогой, с какими-то негативными мыслями о себе. В нём мало осознанности, мало бдительности и много забывчивости.
И у нас, как я уже сказал, есть другой режим, в котором мы можем находиться. Это режим направленного внимания, сосредоточения. Например, когда мы решаем какую-то математическую задачу. Наконец, есть ещё третий режим работы ума, который можно назвать режимом открытого осознавания. Представьте, что вы гуляете по лесу, но не блуждаете в это время в мыслях, а осознаёте всё, что возникает в вашем восприятии: деревья, птицы, тени, лучи света… Ваше сознавание объёмное, они обнимает всю визуальную картину, все звуковые проявления, телесные ощущения — как стопы идут по земле, как двигается тело. И тогда мы находимся в таком открытом, просторном сознавании, которое часто сегодня обозначают такими понятиями, как внимательность, осознанность, mindfulness. Внимание ни за что отдельное не цепляется, но оно бдительное, и оно обнимает все эти проявления.
Таким образом, то, чем нам нужно заниматься в медитации, с точки зрения практического аспекта, это то, чем занимается вообще наше внимание: где мы сейчас, как мы сейчас. Это умение определять эти режимы и умение с ними работать, понимание, как и зачем нам с ними работать. Индивидуально, каждому из нас — какие у нас цели, чего мы хотим достичь. И, соответственно, понимание, что и в созерцательных традициях, и в современных психопрактиках есть большой арсенал методов, которые позволяют эти разные задачи решать. В итоге мы можем выстроить для себя некое целостное видение, улучшить своё качество жизни и, возможно, выйти к более глубоким экзистенциальным целям.
Comments